Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
С удовольствием ли Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?
Всего 161 человек

Если ваш ребенок не говорит...

Дата: 24 ноября 2015 в 21:59, Обновлено 12 сентября 2018 в 21:08

ЕСЛИ  ВАШ  РЕБЕНОК  НЕ  ГОВОРИТ...

   Речевое развитие ребенка - одна из таких тем, которые особенно волнуют родителей. Вовремя ли начинает говорить ребенок? Правильно ли он говорит? Соответствует ли уровень его речи рекомендованным срокам календаря развития? - любое появление у ребенка проблем с речевой задержкой вызывает беспокойство и желание получить совет.  Насколько нормально, что ребенок в 2,5 - 3 года практически ещё не говорит? Не пора ли  обращаться к врачу, или, может быть, понадеяться на то, что речевая задержка как-нибудь сама "рассосётся"? В чём могут быть причины задержки в развитии речи у детей, существуют ли методы, с помощью которых можно попытаться исправить ситуацию самостоятельно?
  Итак, речь относится к числу психических функций, которая связана непосредственно с мыслительной функцией. При развитии речевой функции необходимо различать развитие сенсорной речи (т.е., понимание или накопление пассивного словаря) и развитие экспрессивной речи (т.е., способности говорить).

Каков примерный "правильный" календарь развития речи?


     - уже в первые полгода ребенок способен не только слышать звуки, но и различать интонацию, самостоятельно воспроизводить гласные звуки. В обиходе это называют словом "гулит": a-a-a ,э-э-э , у-у-у, о-о-о. Речь, которую ребенок слышит, служит для него сигналом к двигательной реакции. Это некий раздражитель, на который он реагирует поворотом головы, глаз, движением ручек и ножек.
      - с 6 месяцев ребенок добавляет согласные звуки, сливает их с гласными, совершенствует случайный лепет, пытается имитировать услышанные звуки, вслушивается в речь взрослого человека.
      - к 1 году ребенок знает и понимает примерно 200 слов, 10 произносит в облегченной форме.

  До определенного возраста число понимаемых ребенком слов намного превышает число произносимых. У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может и в 2 года все понимать, хорошо выполнять просьбы взрослого, однако при этом не произносить ни слова. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно, и к 3 годам они могут перегонять в своем развитии тех, кто заговорил очень рано:
     - принято считать, что к 2 годам ребенок должен уметь строить фразы и короткие предложения из 2 слов, использовать прилагательные и местоимения. Активный словарный запас примерно 50-100 слов.
    - к 2,5 годам ребенок должен строить сложные предложения из 3-4 слов, задавать вопросы "где?", "куда?". Он уже знает свое имя, имена родителей, изображает голоса птиц, животных, в речи появляются прилагательные - большой, маленький, высокий, горячий, синий и т.д.
      - в 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия (далеко, близко, рано, горячо и т.д.) Его речь должна изменяться по родам и числам. Словарный запас составляет 1000-1500 слов. Нормативные рамки допускают отклонения в сроках у девочек на 2-3 месяца, у мальчиков на 4-5 месяцев.

    Однако не у всех детей развитие идет гладко по календарю.   Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты. Родители правильно поступают, когда обращают внимание на речевые задержки у детей. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).

    Причин задержки развития речи у детей может быть множество.

10 основных  причин речевой задержки:


1. Нарушение слуха.

Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.


2. Невосстребованность речи.

 Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.


3. Слишком быстрый темп речи взрослого.

 Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Не понимая - ребенок выбирает позицию молчания.


4. Генетическая предрасположенность.

Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.


5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый годжизни).


6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).

Впоследствии это может стать причиной заикания.


7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.


8. Алкоголизм родителей.


9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом-гиперактивности.


10.  Двуязычность  семей.

Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?


1. Примерно к 8 месяцам ребенок должен активно "гулить"; он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
4. Если в 1,5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).
5. Если в 1,5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т.д.)
7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.       

      Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, исчезнут сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр).

Но и сами действуйте!

Советы родителям неговорящих детей 2-3 лет.

  • Разговаривайте с ребенком всегда, мотивируйте на продолжение вашей речи, выводите на диалог.

  • Комментируйте то, что происходит вокруг, окружает вас. Объясняйте ребенку все, что вы делаете, когда одеваетесь на прогулку, когда гуляете.

  • Слова произносите четко, терпеливо, не бойтесь повторений. 
     
  •  Повторяйте с ребенком неоднократно то, что он уже усвоил. Используя простые конструкции, развивайте понимание обращенной речи. Например: «Дай мне ручку. А где у тебя ножки, покажи» и так далее.

  • Хорошо будет перед сном петь малышу колыбельные песенки, регулярность и устойчивый репертуар будут способствовать их запоминанию и повторению.   Постарайтесь вызывать у ребенка желание вам подражать, если вы удивляетесь, то попробуйте вмести с ним произнести « ух, ты!». Эмоциональные выражения, всегда вызывают у детей заинтересованность и желание повторить.

  • Читая первые сказки и рассказы, можно сокращать текст в границах понимаемого ребенком, чтобы он мог его запомнить и усвоить.

  • Телевизионные просмотры необходимо свести к минимуму, так как они не побуждают к речевому диалогу, ведь от ребенка не требуется участия собеседника, а только слушателя. 

Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь!

А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.

   

Консультативный материал подготовлен

учителем-дефектологом  Краковяк И.Н.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.