Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
С удовольствием ли Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?
Всего 161 человек

Необыкновенные родители для необыкновенных детей

Дата: 20 июня 2014 в 16:03, Обновлено 23 июня 2014 в 15:07

Каждый ребенок имеет право на семью!

Дети-сироты, они ничьи. В силу разных причин у них нет мамы и папы, которые стеной оградили бы от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут. Самое простое дело – закрыть глаза и не замечать, сказать: «Каждый сам за себя». Или сослаться на то, что помогать им – обязанность государства. Но государство может дать лишь необходимый материальный минимум, а кто даст любовь, тепло, ласку и сострадание? Можно отмахнуться и сказать:  пусть воспитатели  детского приюта или детского дома заботятся об этом.

И они действительно заботятся, вкладывают душу в каждого ребенка, радуются его малейшим успехам, грустят, когда приходит время расставаться. Однако, дело в том, что нахождение ребенка в любом учреждении интернатного типа — такая же медицинская проблема, как дизентерия или грипп. Это болезнь, которую надо лечить. По МКБ-10 (международной классификации болезней) она называется «отставание в развитии и эмоциональные нарушения, возникающее в результате дефицита индивидуальных отношений». У младших детей это состояние называют «нарушением привязанности».

Мы точно знаем, что основная биологическая потребность первых трех лет жизни человека — это свой индивидуальный взрослый, и абсолютно не важно, родил ли он этого ребенка или усыновил. Этот человек, находясь рядом с ребенком, постоянно сфокусирован на нем, подстраивается. Что значит подстраивается? Представьте, что кто-то любит кашу, а кто-то картошку, кто-то засыпает быстро, а кого-то надо укачивать. Взаимная «настройка» ребенка и взрослого и называется «формированием привязанности». Получается, что установить общение — это врожденная потребность. Так как маленький человек сам выживать не может, то взрослый нужен для того, чтобы вовремя понимать потребности младенца. Если взрослого нет, ребенок вынужден с этим как-то сам справляться. Когда дети в домах ребенка устают или пытаются уснуть, они сосут палец и раскачиваются в кроватках, пытаясь успокоить себя. Самое страшное бывает в доме ребенка. Подходишь к маленькому отказничку, берешь на руки, а он как бревнышко. Никак не реагирует, потому что к этому возрасту, к полугоду, он перестает реагировать на контакт, он уже устал надеяться, что кто-то возьмет его на руки и будет рядом. Он заблокировался. Он не доверяет. Некоторые дети вообще отказываются кушать и погибают.

Обрести такого близкого человека в приюте или в детдоме ребенок не может по определению. А пока такого человека не будет, любые вливания — финансовые, материальные, — к сожалению, бессмысленны.

Личностные проблемы бывших детдомовцев таковы: они хуже устанавливают отношения, меньше доверяют другим людям, хуже понимают эмоции свои и других людей и хуже их контролируют. Откуда берется эта преступность детдомовская? Как выясняется, в преступники попадают личности не с патологическим желанием украсть или отъявленные подонки. Туда попадают люди, которые не могут себя остановить, когда разозлятся, — они не могут сказать о своих чувствах и поэтому сразу реагируют агрессивно. Люди, у которых не было никогда собственности — своей игрушки, своего носка, в конце концов, — не понимают концепцию чужой собственности и чаще воруют. Они не понимают намерений других. Если к такому подойдет преступник и попросит постоять на «шухере», он это, не задумываясь, сделает. Все потом убегут, а он останется, потому что он не понимает социальной ситуации. У него на самом деле никогда не было ни выбора, ни понимания того, кому можно доверять, а кому — нет. Откуда у него возьмется способность отличать хорошее от плохого?

Даже самый богатый дом ребенка, обладающий полным штатом сотрудников и логопедов, с потрясающими методиками и кабинетами, будет выпускать детей с такими нарушениями.

В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Среди них:

- Усыновление (удочерение) – принятие ребенка в семью на правах кровного, когда усыновители приобретают права родителей по отношению к усыновленному ребенку. Процедура усыновления происходит в суде, родители имеют право изменить ребенку имя, дату рождения, присвоить ему свои фамилию и отчество. По отношению друг к другу усыновители и усыновленный ребенок имеют права биологических родственников.

- Опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребенка на безвозмездной основе. На содержание ребенка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства.

- Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, когда гражданин выполняет обязанности по воспитанию детей на основании договора о передаче детей в приёмную семью и трудового договора, заключенного между управлением образования по месту жительства и гражданином. Т.е. приёмная семья – ЭТО РАБОТА. Человек принимается на работу приемным родителем, получает заработную плату эквивалентную заработной плате педагога второй квалификационной категории. Приёмный родитель также имеет право на оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней.На воспитание в приёмную семью передается от одного до четырех детей.

- Детский дом семейного типа – семейная форма устройства, которая создается на подобие приёмной семьи (см. приёмная семья). Лиц, создавших детский дом семейного типа, называют родителями-воспитателями.  В детском доме семейного типа число детей на воспитании составляет от 5 до 10 человек.

Приемная семья и детский дом семейного типа – это профессиональные формы семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей. Приёмные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи.

По вопросам создания замещающих семей следует обращаться в отдел образования, спорта и туризма  администрации Октябрьского района г. Гродно. Консультативную помощь также можно получить в Гродненском государственном городском социально-педагогическом центре по адресу г. Гродно, ул. Врублевского,  д. 76а.  

     

(с) использованы материалы клинического психолога Татьяны МОРОЗОВОЙ и детского невролога Святослава ДОВБНИ; нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие вопросы создания замещающих семей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.