Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
С удовольствием ли Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?
Всего 161 человек

Нужна ли сюжетно- ролевая игра сегодня детям?

Дата: 24 января 2017 в 17:55, Обновлено 6 августа 2021 в 11:32

     Каждый из нас убежден, что новое время требует и новых подходов, нового взаимодействия с окружающим миром. Мы все живем в информационном обществе. Активно развивающиеся сетевые ресурсы неизбежно становятся инструментом информационного влияния на человека и искусственной средой его обитания. Виртуальная реальность превращается в наше новое социальное пространство. И каждый осознанный родитель хоть раз непременно задумывается о будущем своего малыша. Мы предлагаем Вам прочитать о том, что происходит с нашими детьми на наших глазах каждый день, и чего мы часто не замечаем. Возможно, Вы поймаете себя на мысли, что все, что мы написали, и так очевидно, что Вы это и до нас знали. Тогда мы будем рады приобрести в Вашем лице единомышленников!

     В начале ХХI столетия впервые в работе А.Барда и Я.Зодерквиста появился термин «нетократия» (англ. Net – сеть), означающий новую форму управления обществом, в рамках которой основной ценностью является информация. И это фактическая данность сегодняшнего дня. По мнению авторов, внимание пользователей к информации приносит доход владельцам информационных сетей и является самым значимым ресурсом. Потребитель же информации рассматривается авторами как низший класс, неспособный формулировать и контролировать свои собственные желания и мотивы вследствие недостаточного социального интеллекта.

   Дошкольное детство – процесс, который невозможно повторить. Это чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, речевом, социальном и эмоциональном развитии ребёнка. Критическое развитие головного мозга ребёнка происходит до семи лет, особенно во время первых трех лет жизни, когда заканчивается процесс формирования нейронных соединений. Всё, что происходит в дошкольном детстве, оказывает влияние на здоровье, обучение и поведение на протяжении всей жизни. Заложенные в этом возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создают прочную основу будущего малыша.

     Чтобы чему-то научиться нужно время.  Однако многие взрослые не хотят ждать. Они забыли себя в детстве и хотят получить от детей результат немедленно. Интересуются, учит ли детский сад читать, писать и считать? И, желательно, как можно раньше, когда для ребенка эти умения бессмысленны и бесполезны. И детский сад старательно выполняет то, что заказывают родители. Дидактический подход, ориентированный на учителя и школу вытесняет игру из дошкольного детства, заменяя её обучающими занятиями, студийной и кружковой работой. Впрочем, эти занятия тоже нужны и важны. На обучающих занятиях тоже используются игровые приемы обучения. Но их недостаточно. Все же лучшим способом усвоения информации и общественного опыта в дошкольном возрасте по-прежнему остается сюжетно-ролевая игра.

      Люди любят играть. Даже взрослые. Большую часть жизни мы играем. Игры есть везде, в любом движении вперед. Когда человек перестает играть, он перестает развиваться. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослых и жестких правил. Но в то же время он не свободен от социального мира, в котором он существует. Мы говорим о выборе ребёнком своих действий и поступков. Когда ребёнок в игре совершает действие, он четко знает, что это он делает сам. Сам пришел к определенному выводу и сам так поступает. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка обязательного  создания реального ощутимого продукта. В ней все условно. Игра всегда «понарошку» и «как будто». И ребёнок это знает. Для него важен процесс игры, а не результат. И взрослые  тоже знают, что когда в игре появляется ориентировка на результат-продукт, она перестает быть игрой, ибо продукт ограничивает свободу выбора. Никакой рост, никакое развитие невозможно без существования нескольких вариантов для выбора.

     В сюжетно-ролевой игре создаются ребёнку уникальные возможности в безопасных условиях проиграть определенный выбор. Включаясь в игру, ребёнок получает необходимую реакцию одобрения или порицания  со стороны играющих партнеров, и может сделать выбор в сторону собственного оптимального комфортного состояния.  Гармоничные отношения и взаимодействие с партнерами по игре доставляют ребёнку наслаждение. Одновременно малыш начинает видеть возможности изменения себя ради достижения этой цели. Он начинает понимать происходящее, анализировать, делать выводы, принимать осознанные решения, творить и радоваться малым своим свершениям.

      В сюжетно-ролевой игре ребенок учится ориентироваться в пространстве вещей, предметов, отношений, знаний, понятий.  Человек, который не умеет ориентироваться, никогда не выберет незнакомую дорогу, не пойдет дальше других, не откроет нового, не достигнет того, чего другие ранее считали невозможным. Он будет употреблять продукты, носить одежду, которые рекламируют, смотреть, что покажут, делать, что скажут, ожидать чужого совета и завидовать  более удачливым в жизни людям. И все потому, что теоретические знания, полученные на разнообразных обучающих занятиях, совершенно бесполезны в дошкольном детстве без их практического применения в сюжетно-ролевой игре. Только там естественным образом формируются умения представить другой мир, необычную обстановку, нестандартную ситуацию, найти и применить в условиях дефицита ресурсов подходящий предмет-заместитель, предоставляется возможность самостоятельно мыслить и творить.

     Нам не все равно, в каком обществе мы будем жить лет через двадцать. В наших интересах – дать возможность маленьким детям воспользоваться всеми  преимуществами дошкольного образования. Риск слишком высок, чтобы продолжать в этом сомневаться.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.