Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
С удовольствием ли Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?
Всего 161 человек

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Дата: 28 ноября 2015 в 00:07, Обновлено 25 октября 2019 в 20:06

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

   Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым. Сразу произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение ребенка, тем оно быстрее формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самопроизвольно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Поэтому в дошкольном воспитании актуальными стали не только вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста, но и профилактики (пропедевтики) речевых нарушений до их возникновения.    

                                               

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины (снижение уровня языковой культуры, неправильное речевое окружение и воспитание)

  Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Что такое «возрастные нарушения речи?»

  Если у вашего ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно, у него возрастная временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет с возрастом, но иногда нужно ребенку помочь. Для этого важно знать причины таких задержек.

 Каковы же причины возрастных нарушений произношения?

  •  Подражание неправильной речи окружающих.
  •   Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движения (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

  Многие родители имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, роняя слова как бы вскользь, мимоходом. Точно так же они разговаривают со своим ребенком. В этом случае ребенок оказывается полностью лишенным нормального образца для подражания и отставание в его речевом развитии здесь неизбежно. Кроме того он может усвоить и непривлекательную манеру речи своих родителей. Если же ребенок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например — картавое р), то он и следует именно этому образцу.

Артикуляционная гимнастика как профилактика речевых нарушений .

    Для формирования звукопроизношения важное значение имеет моторика речевого аппарата – подвижность языка, губ.

   Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так "без костей"?  Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, быть гибким и сильным, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.  Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка.

   Такие занятия очень полезны даже при отсутствии явных дефектов речи, потому как они:

  • способствуют слаженной работе всех органов речевого аппарата
  • являются профилактикой нарушений звукопроизношения
  • приучают губы, небо и  язык к правильному для каждого звука положению
  • исправляют имеющиеся дефекты речи, вялое произношение
  • тренируют мышцы лица, развивают мимику, улучшают кровообращение
  • готовят ребенка к работе со специалистом-логопедом

  Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

  Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

   Для выработки правильных, полноценных движений,  артикуляционную гимнастику  вы можете выполнять вместе с ребенком в игровой форме  перед зеркалом  ( смотри  на страничке учителя-дефектолога  "Артикуляционную гимнастику").

Желаю  удачи!

Консультативный материал подготовлен

учителем-дефектологом Краковяк И.Н.

                                                    

                            

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.